Политика розничных цен


ПОЛИТИКА РОЗНИЧНЫХ ЦЕН — деятельность социалистического государства, направленная на регулирование уровня розничных цеи (см. Цена розничная), исходя из интересов повышения народного благосостояния.

От эффективности политики розничных цен зависит также нормальное функционирование сферы товарного обращения и всей экономики, надежность денежного обращения страны, бесперебойность поступления средств в государственный бюджет (см. Бюджет государственный СССР). Социалистическое государство стремится соблюдать определенные пропорцин между объемом платежеспособного спроса (см. Спрос платежеспособный) населения и суммой цен товаров народного потребления и платных услуг. Эта пропорциональность достигается путем разработки системы балансов товарных и финансовых ресурсов, баланса денежных доходов и расходов населения.

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года предусматривают: «Последовательно проводить политику розничных цен в соответствии с задачами повышения реальных доходов населения. Совершенствовать систему государственных розничных цен и тарифов, полнее отражать в ник общественно необходимые затраты, качество и потребительские свойства изделий и услуг, Обеспечивать экономически и социально обоснованные соотношения цен на различные группы товаров.

Проводить снижение цен на отдельные товары по мере повышения эффективности их производства я снижения себестоимости, накопления необходимых товарных я финансовых ресурсов. Осуществлять строгий государственный и общественный контроль за соблюдением дисциплины цен» (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 313). При установлении розничных цен учитываются различия в затратах на производство по районам страны, а также на транспортировку товаров. В связи с этим введена дифференциация розничных цен по поясам, преимущественно на продовольственные и некоторые малотранспортабельные непродовольственные товары.

По большинству товаров установлено три пояса. Исключение составляют рыбная продукция (два пояса) и лесоматериалы (пять поясов). С помощью розничных цен государство регулирует структуру потребления товаров. На товары первой необходимости, важнейшие продукты питания, товары детского ассортимента устанавливаются низкие цены. В то же время относительно высокие цены устанавливаются на алкогольные напитки, предметы роскоши.

Чтобы стимулировать увеличение продажи колхозами и совхозами сельскохозяйственной продукции, государство устанавливает льготные розничные цены на товары, реализуемые в порядке встречной торговли. Коренная перестройка управления экономикой предполагает радикальную реформу ценообразования. При этом изменение розничных цен не только не должно привести к ухудшению жизненного уровня трудящихся, но, наоборот, к повышению этого уровня для определенных категорий трудящихся, к более полному осуществлению социальной справедливости.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987