Революционный переворот в политической экономии, совершенный К. Марксом и Ф. Энгельсом


Критически осмыслив все существовавшие до них философские системы, Маркс и Энгельс создали теоретический фундамент научного коммунизма—диалектический материализм. Тем самым ими был совершен великий революционный переворот в области философии.
Впервые в истории человечества Маркс и Энгельс дали диалектико-материалистическое истолкование всех явлений и закономерностей общественного развития. Идеалистическому, неисторическому подходу к человеческому обществу они противопоставили материалистическое понимание истории.

Маркс и Энгельс впервые создали учение об общественно-экономических формациях, развитие и переход которых одной в другую рассматривается ими как естественноисторический процесс, определяемый действием общих и специфических экономических законов.

Первичной и главной силой в развитии общества, показали основоположники научного коммунизма, является способ производства материальных благ. Открыв законы возникновения, развития и гибели капиталистического способа производства, ни доказали, что капитализм неизбежно уступит место социализму. «Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое,—писал В. И. Ленин,— Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества». Признав, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркс больше всего внимания уделил изучению экономического строя, созданию экономической теории.

Революционный переворот в экономической науке является составной органической частью общего переворота во всех общественных науках, совершенного Марксом и Энгельсом.
В домарксовский период господствовала буржуазная политическая экономия, имевшая два главных направления: классическую политическую экономию и вульгарно-апологетическую. Преодолев буржуазную ограниченность и противоречия в экономической системе Смита и Рикардо, Маркс и Энгельс создали свое пролетарское экономическое учение в борьбе против апологетики капитализма и против мелкобуржуазной критики его, используя и развивая критически дальше ряд положений экономического учения Смита и Рикардо.

Сущность революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в экономической науке, заключалась в критическом преодолении всей буржуазной политической экономии и в создании качественно новой революционной пролетарской политической экономии как единственно научной экономической теории.

Пролетарская политическая экономия, созданная Марксом и Энгельсом, носит объективный, строго научный характер. Выражая интересы самого передового и революционного класса - пролетариата, марксистская политическая экономия вскрыла антагонистический характер противоречий капитализма, научно обосновала неизбежность пролетарской революции и диктатуры пролетариата.

В противоположность буржуазной политической экономии, признававшей все экономические категории и законы капитализма вечными и неизменными, Маркс на основе материалистической диалектики устанавливает исторически преходящий характер экономических категорий и специфических экономических законов капиталистического способа производства.

Научный анализ капитализма Маркс дал, применяя метод абстракции. Он придавал громадное значение этому методу. «При анализе экономических форм,—пишет он,—нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Научная сила абстракции, по Марксу, состоит в том, что она, во-первых, отражает конкретную действительность глубже, чем непосредственное созерцание, так как она выражает общую сущность и причину явлений. «Ход абстрактного мышления, - говорит К. Маркс, — восходящего от простейшего к сложному, соответствует действительному историческому процессу».

Во-вторых, сила научной абстракции в том, что она за видимостью хаотических явлений вскрывает их всеобщую объективную закономерность. Например, закон стоимости является всеобщей закономерностью в движении изменений цен в мире товарного производства. В-третьих, сила научной абстракции состоит в том, что она служит орудием обобщения, отвлекаясь от частного, случайного и несущественного в аналитическом познании всего многообразия конкретной действительности.

Таким образом, аналитический метод познания действительности, по Марксу, состоит в главной своей линии в восхождении от простейших абстрактных определений ко все более сложным и конкретным определениям, воспроизводящим многогранную конкретную действительность во всей ее полноте.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть последовательное теоретическое отражение исторического процесса. Иными словами, Маркс излагает свое экономическое учение логическим (теоретическим) методом, который, по словам Энгельса, является тем же историческим способом, только освобожденным от нарушающих случайностей и выступающим «как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам...».

Следовательно, экономические категории и объективные законы, открываемые и излагаемые Марксом, полнее, глубже и последовательнее отражают во всем своем многообразии возникновение и историческое развитие капиталистических производственных отношений, чем это достигается путем непосредственного наблюдения действительности. Главная задача науки состоит в том, чтобы за видимостью явлений вскрыть экономические законы и показать формы их проявления. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, указывает Маркс, то всякая наука была бы излишня.

Сущность капиталистического производства как бы маскируется видимостью явлений, происходящих в сфере обращения. Производственные отношения людей выступают как отношения между вещами-товарами. В своих трудах Маркс с гениальным стерством раскрыл сущность экономических отношений капитализма, показал, что на поверхности они выступают в искаженном виде: «Там,— указывает Ленин,— где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми».

Маркс совершил переворот в теории стоимости. Начало трудовой теории стоимости положили классики буржуазной политической экономии. Но они исследовали лишь количественные меновые пропорции обмениваемых товаров. Маркс исходит из понимания товара как исторически преходящей формы продукта труда. Анализируя товар, он открывает двойственную природу труда, заключенного в товаре, конкретного труда, создающего потребительную стоимость, и абстрактного труда, создающего стоимость товара. Маркс вскрывает внутренние противоречия в товаре между потребительной стоимостью и стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом, между индивидуальным и общественно-необходимым трудом. Стоимость товара Маркс рассматривает как. выражение производственных отношений людей, в конечном счете как выражение отношения классов, прикрытое вещной оболочкой.
Исходя из анализа исторического развития форм стоимости товара Маркс раскрыл тайну товарного фетишизма и показал закономерность появления денег как результат развития внутреннего противоречия товара.

В условиях классово-антагонистического капиталистического общества они превращаются в капитал, в орудие эксплуатации наемного труда пролетариата в целях обогащения капиталистов. Отсюда проистекает антагонистическое противоречие между капиталом и трудом. «Капитал», — пишет Маркс, — это господствующая над всем экономическая сила буржуазного общества».

Исходя из открытой им двойственной природы труда Маркс исследует две стороны капиталистического процесса производства, который является неразрывным единством процесса труда и процесса возрастания стоимости. Так, он говорит: «Если мы рассматриваем процесс производства с точки зрения процесса труда, то рабочий относится к средствам производства не как к капиталу, а просто как к средствам и материалу своей целесообразной производительной деятельности». Иное получится, говорит Маркс, если мы будем рассматривать процесс производства с точки зрения процесса возрастания стоимости. Средства производства в этом случае превращаются в средства впитывания чужого труда. «И уже не рабочий употребляет средства производства, а средства производства употребляют рабочего. Не он потребляет их как вещественные элементы своей производительной деятельности, а они потребляют его как фермент их собственного жизненного процесса, а жизненный процесс капитала заключается лишь в его движении как самовозрастающей стоимости».

Впервые в экономической науке Маркс открыл различие между трудом и рабочей силой как товаром. Продается и покупается, показал он, не труд, а рабочая сила как товар. Труд стоимости не имеет. Он сам является источником и создателем большей стоимости, чем стоит рабочая сила как товар. Заработная плата маскирует действительную сущность явлений. При капитализме даже неоплаченная часть труда кажется оплаченной, она выступает как плата за весь труд рабочего. На самом деле «заработная плата является не тем, чем она кажется,— пишет Маркс, — не стоимостью — или ценой — труда, а лишь замаскированной формой стоимости — или цены — рабочей силы».

Открытие категории рабочей силы-товара позволило Марксу создать теорию прибавочной стоимости, открыть основной, по его терминологии абсолютный, экономический закон капитализма — закон прибавочной стоимости, действующий в системе других специфических и общих для всех формаций экономических законов.
Теория прибавочной стоимости открыта и разработана Марксом на основе трудовой теории стоимости. Без теории трудовой стоимости было бы невозможно создать учение о прибавочной стоимости.

Учение о прибавочной стоимости является краеугольным камнем экономической теории Маркса; на его основе он раскрыл основное противоречие капиталистического способа производства между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, показал непримиримый антаго-стический характер противоречия между рабочим классом и буржуазией, историческую неизбежность гибели капиталистической формации.

Впервые в истории экономической науки он показал, что капиталистическое применение машин вызвало революционную ломку традиционных отношений, обусловило рост классовых противоречий и нищеты трудящихся масс. Из анализа воспроизводства и основного противоречия капиталистического способа производства Маркс вывел законы концентрации и централизации капитала, закон накопления капитала, всеобщий закон капиталистического накопления, закон относительного и абсолютного обнищания трудящихся масс. Анализируя эти и другие экономические законы капитализма, Маркс вскрыл также диалектическое превращение законов частной собственности в законы капиталистического присвоения. «Одно и то же право собственности, — указывает Маркс, — сохраняет свою силу как вначале, когда продукт принадлежит производителю, ...так и в капиталистический период, когда общественное богатство во все возрастающей мере становится собственностью тех, кто в состоянии постоянно все вновь и вновь присваивать неоплаченный труд других».

В качестве обобщающего итога своего исследования производства прибавочной стоимости Маркс формулирует вывод о неизбежности крушения капитализма и пролетарской революции. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Маркс, однако, не считал на этом свою задачу законченной. Исследовав, как производится капитал, Маркс переходит затем к анализу кругооборота и оборота капитала, воспроизводства и обращения общественного капитала.
Маркс показал, что прибавочная стоимость выступает в таких превращенных формах, как прибыль, торговая прибыль, предпринимательский доход, ссудный процент, земельная рента. Своим учением о цене производства и средней прибыли Маркс вскрыл объективную экономическую основу заинтересованности капиталистов в повышении степени эксплуатации не только своих рабочих, но и всего класса пролетариата. Эта солидарность класса капиталистов определяется тем, что «каждый отдельный капиталист точно так же, как и совокупность капиталистов каждой отдельной сферы производства, участвует в эксплуатации всего рабочего класса всем капиталом».

Исследуя рост органического состава капитала, Маркс открыл закон тенденции нормы прибыли к понижению, приводящей к обострению противоречий капитализма.
В отличие от социалистов-утопистов Маркс и Энгельс считали недопустимым заниматься описанием подробностей будущего коммунистического общества. Но на основе изучения тенденций развития капиталистического хозяйства они сделали ряд важнейших выводов о возникновении и развитии коммунистического строя.
Оки обосновали необходимость переходного периода от капитализма к социализму, определили основные задачи, стоящие перед пролетариатом после того, как он возьмет власть в свои руки. Общество будущего, учили Маркс и Энгельс, будет иметь две фазы — низшую, или социализм, и высшую — коммунизм.

Своим учением Маркс и Энгельс определили задачи и методы борьбы рабочего класса против капиталистического рабства, за установление диктатуры пролетариата и построение коммунистического общества.
В деятельности Маркса и Энгельса научное исследование и революционная борьба были неразрывно связаны. «Доктрина Маркса, — указывает Ленин, — связала в одно неразрывное целое теорию и практику классовой борьбы». Свои теоретические открытия Маркс рассматривал как вклад в борьбу рабочего класса против гнета капитала. Все попытки буржуазных апологетов опровергнуть и уничтожить марксизм оказались тщетными. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Великий Ленин развил дальше учение Маркса и Энгельса. Оно непрерывно развивается Коммунистической партией Советского Союза и братскими коммунистическими партиями. Марксистско-ленинское учение одерживает одну победу за другой. В 1913 г. Ленин писал с том, что история приносила марксизму все новые подтверждения и новые триумфы. «Но еще больший триумф, - предвидел Ленин, - принесет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха». В настоящее время под знаменем бессмертных идей Маркса, Энгельса, Ленина треть человечества строит новую жизнь. Коммунизм стал величайшей силой современности.

Гибель капитализма и победа коммунизма одинаково неизбежны. Однако идеологи буржуазии пытаются любой ценой опраздать гибнущий строй наемного рабства.
«В современном мире идет ожесточенная борьба двух идеологий—коммунистической и буржуазной. Эта борьба — отражение в духовной жизни человечества исторического процесса перехода от капитализма к социализму. Новая историческая эпоха принесла подлинный триумф революционному мировоззрению пролетариата. Марксизм-ленинизм стал властителем дум передового человечества».

Источник: История экономических учений, М., 1963