Борьба против денег


Непонимание природы товарного производства особенно ярко проявилось у Буагильбера в его трактовке денег. Он не понимал, что деньги — необходимый продукт развития товарообмена. По его мнению, деньги нарушают естественное равновесие товарного обмена, обмен товаров по их «истинной стоимости». В деньгах Буагильбер видел основной источник бедствий товаропроизводителей. Деньги, говорил он, сделались всеобщим палачом. «Бедствия народов происходят только оттого, что бывшего раба сделали господином, или, вернее, тираном».
Протестуя против всевластия денег, Буагильбер стремился показать несостоятельность меркантилистского представления, что только золото и серебро — богатство. Истинное богатство, доказывал Буагильбер, совсем не в благородных металлах, а в изобилии предметов потребления. Люди сделали громадную ошибку, незаслуженно возвеличив золото и серебро. Погоня за золотом — величайшее зло.
Поставив вопрос, какова роль денег, Буагильбер писал: «Совершенно несомненно, что сами по себе они не являются благом, их количество не увеличивает общего изобилия страны, лишь, бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». В противоположность меркантилистскому возвеличению денег Буагильбер заявлял: «Деньги являются только средством и орудием, тогда как полезные средства существования являются конечной целью; таким образом, страна может быть богатой без большего количества денег, а другая, не имеющая ничего, кроме денег, очень бедной, если она не может их легко обменивать на средства существования».
Единственная полезная функция денег состоит, по Буагильберу, в том, что они облегчают обмен. Продавец, как правило, не может непосредственно обменять свой товар на то, что ему необходимо; деньги являются лишь средством, которое гарантирует продавцу возможность в будущем получать нужные ему товары. Совершенно несущественно, какой товар выполняет эту функцию. Золото и серебро с успехом могут быть заменены бумажными знаками. Обращение кредитных документов и особенно опыт Лионской ярмарки, где покупатели ограничиваются словесным признанием долга, доказывают, по мнению Буагильбера, что товарный обмен с успехом может происходить без участия золота и серебра.
Все эти рассуждения свидетельствуют о том, что Буагильбер не понимал сущности денег. Он обращает внимание только на те функции денег, в которых они выступают идеально или мимолетно, и не видит того, что деньги — всеобщий эквивалент, в роли которого могут выступать лишь товары, обладающие стоимостью.
В отличие от Петти, подчеркивает Маркс, Буагильбер «фанатически борется против денег». Не понимая, что деньги — необходимый продукт товарного обмена, Буагильбер хотел бы уничтожить деньги, сохранив товарное производство. «Буагильбер не понимал неразрывной и естественной связи денег с товарным обменом, не понимал, что противополагает, как чуждые элементы, две формы «буржуазного труда».
Буагильбер - типичный идеолог мелкой буржуазии, которая хочет сохранить выгодные для мелкого производителя черты товарного производства, мечтая в то же время о ликвидации его отрицательных сторон.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.