Интенсификация хозяйства


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Если ближайшая задача в организации хозяйственной жизни страны заключается в восстановлении разрушенной промышленности сельского хозяйства и т. д., то наряду этим не должна быть забыта не столь близкая к осуществлению, но основная задача—расширение и дальнейшие завоевания в области производства.
Эти расширения могут идти двумя путями,— с одной стороны, через захват все больших и больших районов для посева хлеба, открытие новых фабрик и заводов и, с другой стороны,— через техническое усовершенствование производства, оборудование фабрик новыми машинами, поднятие производительности труда, улучшение обработки земли и т. д. Имея пять десятин земли и собирая с них хлеба двести пудов, мы можем собрать четыреста пудов двумя путями: либо вместо пяти десятин засеем десять (вдвое больше), либо так обработаем, что те же пять десятин дадут вдвое больше. В деле восстановления и расширения нашего производства мы должны идти обоими путями—строить новые фабрики, засевать хлебом новые поля и одновременно повышать качество работы старых фабрик, вводить новые машины на них, а в сельском хозяйстве добиваться возрастания урожая. Концессии должны одновременно служить и расширению и усовершенствованию производства, но одних концессий мало. Необходимо общее улучшение условий производства, необходимо наряду с повышением производительности на отдельных предприятиях, создавать общие основы для развития промышленности. Среди этих общих основ первое место занимает электрификация.
Через электрофикацию государственная промышленность еще более укрепляется и получает преимущества перед частной, образуя могущественный аппарат. Электрофикация делает хозяйство организованным и целым, противопоставляя его частному капиталу и подчиняя последний государственному регулированию. Большое значение имеет и электрофикация путей сообщения. В хозяйстве железные дороги играют ту же роль, что кровеносные сосуды в человеческом организме: они дают жизнь частям государственного организма, перевозя к фабрикам сырье и топливо, снабжая города сельско-хозяйственными продуктами, а деревни — городскими товарами. Без железных дорог хозяйство не могло бы: ни развиваться, ни существовать, так как различные промышленные районы, отдельные города, весь мир должен быть связан в одно целое, без чего невозможен обмен товаров.
Уже первый год новой экономической политики дал значительные результаты в деле восстановления наших железныхй дорог. Так, общая линия эксплоатации к концу 1922 г. достигла длины 1913 года; количество здоровых паровозов увеличилось (по сравнению с концом 1921 г.) на 14%, а процент „больных" товарных вагонов понизился с 34,3 до 30,7%.
В связи с усилением товарного движения, вызванного развивающимися торговыми операциями, железные дороги развивают грузооборот, так что нагрузка в 1922 г. увеличивается по сравнению с 1921 г. в восемнадцать раз.
Таким образом, замечается значительное улучшение нашего железнодорожного транспорта, как количественное, так и качественное. Особенно важно для укрепления материального фундамента дорог товарное движение, так как оно дает дорогам прибыль в то время, как пассажирское движение и в прежнее время сплошь и рядом было убыточным для дорог.

Подготовка квалифицированных кадров

Но технические усовершенствования требуют подготовленной рабочей силы, квалифицированных рабочих: у нас в России, до революции было мало хорошо оборудованных фабрик и заводов, точно также как было мало и хорошо обученных рабочих. Наши мастера не проходили никакой школы, а обучались на работе путем навыка, часто не понимая, почему нужно делать так, а не иначе. На уральских металлургических заводах мастера в течение сотни лет обучались один от другого из поколения в поколение, не делая никаких шагов вперед, стоя на одном месте. Такие мастера иногда очень умело справляются со своей работой, обладают большой силой и навыками, но неподготовлены к работе при новых машинах, при введении электрических двигателей, при всех усовершенствованиях, требующих от мастера не только навыка в работе, но и большой подготовки в области техники и т. д. Квалифицированный мастер должен уметь управлять сложной машиной, зная ее устройство, связь отдельных частей, уметь исправить случайное повреждение, должен знать и свойства сырья, весь порядок обработки его и т. д. Технические усовершенствования невозможны без подготовки одновременно новых кадров обученных рабочих. Подготовка этих рабочих должна идти как в специальных школах, подготовляющих средний, высший и низший технический персонал, так и на фабриках.
Задача заключается в создании сети технических школ всех типов по образцу капиталистических стран, в которых профессиональное образование поставлено очень высоко. Но школы создают по преимуществу средний и высший персонал, тогда как подготовка квалифицированных рабочих должна быть перенесена на самые фабрики и заводы, чтобы теоретическая подготовка шла одновременно с практическим опытом.
В последнее время создан тип школы—„Школа фабрично-заводского, ученичества" (фабзавуч). В этих школах, организуемых при хорошо оборудованных предприятиях, учатся подростки и молодежь, которые, работая у станка, параллельно изучают науки, необходимые для данного производства, равно как и необходимые для общего культурного, политического развития. Примерно, ученики школы при типографии должны изучать черчение, рисование, гравирование, снятие рисунка с оригинала, уменье разобраться с машиной, исправить ее и т. д. Мастер, прошедший эту школу, будет не просто наборщиком или гравером, но будет набирать красиво, умея подобрать шрифт, а гравер сумеет художественно передать рисунок, являясь одновременно квалифицированным типографским рабочим. Школы фабрично-заводского ученичества необходимо создавать при фабриках и заводах различных производств, подготовляя новых рабочих, приспособленных к новым формам производства.

Продолжение книги